Hamlet Posted April 8, 2011 Share Posted April 8, 2011 http://inosmi.ru/belorussia/20110408/168196409.html Оригинал публикации Интересно он и в этот раз прокатит Кремль? Сорри за многабукф :rolleyes: Верь только половине того, что видишь, и ничему из того, что слышишь. (Английская пословица) Кредит Официальный Минск, а с ним и вся республика, буквально замерли в ожидании итогов переговоров об очередном российском кредите. Это не в первый раз… Год за годом, начиная с момента получения Беларусью независимости, можно наблюдать одну и ту же картину: республиканское руководство в очередной раз выезжает в Москву, чтобы вновь выпрашивать деньги, газ, нефть, рынки, технологии. Параллельно в самом Минске высшая номенклатура, директорат, банковский сектор Белоруссии не скрывая беспокойства, ожидают итогов очередного сеанса интеграционного «танца» по вытягиванию ресурсов. Напряжение крайне высоко, так как, как правило, еще неполученные кредиты и прибыли от переработки дешевых энергоресурсов, заранее распределены и уже успешно поделены. Справедливости ради стоит отметить, что в большинстве случаев Москва выручала Минск, подбрасывая «на бедность» ресурсы и финансы, что, однако, не мешало белорусскому руководству регулярно обвинять и чернить единственного реального спонсора белорусской независимости и суверенитета. Причем возник своеобразный, не имеющий аналогов в истории человечества феномен, присущий исключительно белорусскому истэблишменту и политическому классу: чем больше РФ оказывала поддержку и содействие белорусской экономике, тем в больше росли дотационные аппетиты, расширялся круг белорусской ресурсной олигархии, и интенсифицировалась антироссийская пропаганда в белорусских СМИ. Одновременно население приучали к мысли, что Россия в любом случае, независимо от действий белорусского руководства, обязана дотировать своего «единственного союзника». В итоге, на определенном этапе в сознании белорусского общества и населения Россия стала ассоциироваться с какой-то безбрежной колонией, отданной Минску в бессрочное пользование по принципу «если чего-то не хватает, возьмем (выпросим, потребуем, выклянчим) в России». Любопытно то, что многолетняя поддержка со стороны России не мешала белорусскому руководству демонстративно вести не просто самостоятельную внешнюю политику, право на которую у него никто не отнимал, но и откровенно антироссийскую, что зачастую выглядело неадекватно, учитывая огромную экономическую, да и политическую зависимость республики от РФ. Ставшие уже хрестоматийными примеры с обещаниями признать независимость Абхазии и Южной Осетии, от которых Лукашенко, как говорится, не моргнув глазом в 2010 г. демонстративно отказался, вступление в европейскую программу «Восточное партнерство», сотрудничество с Ющенко и т.д., подтверждают давно устоявшийся тезис об абсолютной недоговороспособности правящего в Беларуси режима, его стремлении не к открытым и доверительным отношениям, а к постоянному поиску возможностей обмануть, обхитрить или, как сказал Путин 15 марта 2011 г., «объегорить» союзника и партнера. Поразительно то, что факты откровенного обмана того же российского руководства не вызывают в белорусском политическом классе какого-либо протеста. Наоборот, лицемерная политика в отношении Москвы является примером гордости со стороны представителей белорусского истэблишмента. Высшие должностные лица республики не раз в общении с лидерами других стран хвалились своими способностями и возможностями обманывать Москву. Стоит напомнить случай, когда после встречи с Лукашенко, Уго Чавес в красках расписал Владимиру Путину бахвальство белорусского президента. Нельзя сказать, что Москва не замечает двуличную позицию Минска. В частности, в декабре 2006 и январе 2007 года одним из итогов переговоров российской и белорусской сторон по проблеме поставки в РБ нефти и газа стало демонстративное недоверие к белорусским переговорщикам, завершившееся для них тяжелыми условия поставки энергоносителей в 2007-2010 гг. Стоит ли говорить о том, насколько остро белорусская сторона воспринимала негативное к себе отношение со стороны российского истэблишмента. Уроки декабря 2007 года, когда республика зависла над дефолтом, символом которого стал рыдающий Сергей Сидорский, никого в белорусском руководстве не научили. Главное в тот момент было выбить из России срочный кредит. Однако, получив в 2008-2009 годах 1,5 млрд. долларов, белорусское руководство вновь продемонстрировало специфическое понимание России, и ее роли в сохранении белорусской экономики. Косвенным итогом скандала, вызванного заявлением министра финансов России Алексея Кудрина о неэффективности белорусской экономики (конец мая 2009 г.), стало понимание того, что российское руководство отдает себе отчет в ненадежности Минска. Не стало для Москвы новостью и то, что белорусское руководство не планирует возвращать России долги. С июня 2009 года Россия прекратила кредитовать Беларусь, что не помешало белорусским властям нарастить к февралю 2011 г. внешний долг до уровня 55% своего ВВП. Валютно-финансовый кризис, охвативший белорусскую экономику в марте текущего года, также не является чем-то неожиданным, так как сама логика развития белорусской экономической модели, ориентируемой на внешние привилегированные экономические условия при сохранении постсоветской структуры национальной экономики, была изначальна порочна. Включение РБ в формат Единого экономического пространства, в общем-то, позволяет Минску надеяться на возобновление кредитования белорусской постсоветской экономики, но словно в насмешку, новый российский кредит назван «кредитом бюджетной поддержки», что косвенно подтверждает то, о чем все давно догадывались: республика обанкротилась. Естественно, белорусские власти не могут позволить себе признать данный факт. Лукашенко старательно уклоняется от столь нужного в данный момент разговора с народом, пытающегося как-то пристроить никому не нужные белорусские рубли. При этом ведущие правительственные печатные СМИ откровенно потешаются над осатаневшим населением, панически скупающим жетоны для проезда в метро и оккупирующем автозаправки. Тут как говорится, каждому свое: у кого жемчуг мелкий, а у кого и хлеба нет… Иллюзий в отношении так называемого «кредита бюджетной поддержки» нет. Запрошенная российской стороной у Минска программа структурных преобразований носит, во-первых, как уже выяснилось, характер откровенной отписки, во-вторых, в белорусском руководстве не скрывают, что никто эту программу выполнять не собирается, как впрочем, и разнесенные по времени соглашения по созданию ЕЭП, спешно ратифицированные белорусским парламентом в декабре 2010 г. Главная задача – срочно получить деньги. Сегодня! Под кредит можно обещать все, что угодно… Не хотелось бы разочаровывать официальный Минск, но, все-таки, стоило бы отметить, что в настоящее время будущее кредита для поддержки белорусского бюджета весьма туманно. С каким бы оптимизмом не встречали бы в Минске любые итоги переговорного процесса с Алексеем Кудриным, с легкой руки Лукашенко, приобщенного в 2009 г. к мелкому рогатому копытному, кредит должен «созреть». Москва не может бесконечно финансово страховать, скажем так, странную валютно-финансовую политику белорусских властей, в основе которой лежат традиции финансирования советской колхозно-совхозной системы. Видимо А. Лукашенко продолжает жить категориями 80-х годов прошлого столетия, когда совхоз выбивал деньги в районе, район в области, область - в республике, а республика - в Москве… Поэтому так ценятся в Минске «толкачи» вроде В.Семашко, который славится тем, что может часами на переговорах рассказывать о подвиге белорусского народа в годы Второй мировой войны. Тропа Валютно-финансовый кризис в Беларуси поставил перед белорусским руководством сложную задачу: с одной стороны необходимо срочно и оперативно выбить из России кредит, с другой -- постараться ничего не дать взамен. Если с программой, являющейся условием предоставления кредита все ясно, то есть еще ряд проблем, наличие которых может препятствовать получению денег из Москвы. По этой причине, то, что на прошлой неделе в Минске вспомнили о знаменитой «тропе Лукашенко» - белорусском безвизовом транзите граждан Грузии на российскую территорию, не является случайным. Автор этих строк обращался к данной проблеме еще в 2007 году, чем неоднократно вызывал в свой адрес упреки со стороны белорусских официальных СМИ. Между тем, благодаря «тропе Лукашенко» в Россию за последние 3-4 года смогли проследовать более миллиона граждан Грузии. Возникла целая инфраструктура доставки грузин на территорию Беларуси, проживания и отправки в Москву, Санкт-Петербург и другие города России. Использовались поезда белорусского формирования, затем, в 2009-2011 гг. солидная часть грузин пересела на автобусы и автомашины. Составной частью «тропы Лукашенко» оказался авиамост Минск – Тбилиси, обеспеченный самолетами государственной белорусской авиакомпании Белавиа, который успешно эволюционировал от одного рейса в неделю в начале 2000-х годов до сегодняшнего ежедневного рейса. Фактически Минск годами зарабатывал на том, что обеспечивал провоз нелегалов на территорию России. Любопытно то, что когда российская сторона периодически ставила вопрос о транзите граждан Грузии через Минск, намекая, что невиданный рост авиаперевозок между Минском и Тбилиси говорит об использовании территорию Беларуси в качестве транзита, белорусские власти ссылались на наличие в республике грузинской общины. Число официально проживающих в РБ грузин не более 1000 человек. Исходя из логики белорусских властей, основной вид деятельности белорусских грузин – хотя бы раз в неделю посетить Тбилиси и вернуться назад… Между тем, ситуация с «тропой Лукашенко» изначально была очень напряженной. Стоит отметить, что основной причиной введения визового барьера между Россией и Грузией было нежелание грузинской стороны ликвидировать находящиеся на ее территории бандформирования чеченских сепаратистов. Когда в 5 декабря 2000 года Россия в одностороннем порядке ввела в отношении Грузии визовой режим, Минск оказался идеальным мостом для доступа представителей террористического подполья Северного Кавказа, вытесненного в Грузию, на территорию Россию. С осеннего российско-грузинского кризиса 2006 год и с момента начала масштабных депортаций с территории России граждан Грузии, незаконно находящихся в РФ, «тропа» обеспечила возвращение этих депортированных, солидная часть которых принадлежала к криминальным группировкам или работала в «серой» экономике, обратно в Москву и другие города России. После 2008 года благодаря налаженной инфраструктуре белорусского транзита через республику потекли в Грузию, как криминальные капиталы, так и деньги гастарбайтеров. В эти же годы грузинские спецслужбы стали основными поставщиками информации о России для стран НАТО. Тбилиси отказавшись от открытой войны, все последние годы ведет активную агентурную тайную войну с Россией. В российских СМИ постоянно появляются материалы о разоблаченных грузинских агентах, перехваченной информации военно-стратегического характера и т.д. Используя огромную грузинскую диаспору и свое посольство в Минске в качестве центра коммуникаций, Грузия, фактически при содействии белорусского руководства получала возможность собирать огромный объем политической, экономической и военной информации о современной России. Все это происходило и происходит до настоящего времени под носом и/или при активном соучастии белорусских спецслужб, белорусского Совета Безопасности, который, что не является секретом, активно сотрудничает с аналогичным ведомством в Тбилиси. С учетом того, что Россия для Грузии остается врагом № 1, роль официального Минска - «единственного союзника» России, как любят заявлять в РБ, в обеспечении доступа грузинских спецслужб к территории России трудно переоценить. Минск крайне неохотно признавал наличие «Тропы Лукашенко». Как правило, белорусская сторона игнорировала протесты Москвы. Только 19 января 2010 г. выступая в белорусском парламенте, председатель Государственного пограничного комитета Беларуси И. Рачковский был вынужден признать: «У нас Союзное государство (вспомнили! – А.С.), но у каждой страны свой порядок пребывания иностранных граждан… из-за этого зачастую возникают… некоторые недоразумения… Например, граждане Грузии законно приезжают в Беларусь, садятся на поезд и едут в Россию, а там уже находятся незаконно». Прошел еще год открытого грузинского беспредела на российско-белорусской границе, пока уже в разгар валютно-финансового кризиса и после союзного Совмина (март 2011 г.) Минск не вынудили вернуться к теме визового барьера с Грузией. Тут, как всегда, к месту, в кустах нашли рояль: в Беларуси словно по заказу разоблачили преступную группу, которая занималась нелегальной доставкой граждан Грузии на территорию России. За несколько лет перевезли всего 1,5 тыс.(!) нелегалов. Как говорится, верится с трудом. 30 марта первый зампред государственного пограничного комитета Беларуси А.Горулько заявил, что республика рассматривает возможность возвращения к визовому контролю за перемещением граждан Грузии. Как говорится, не прошло и одиннадцати лет… Учитывая, что в настоящее время, в условиях валютно-финансового кризиса, официальный Минск ради скорейшего получения кредита готов пообещать все, что Москве заблагорассудится, есть серьезные сомнения в том, что белорусская сторона ведет в данном вопросе честную игру. Дело не только в том, что Минску придется снимать из семи авиарейсов на Тбилиси минимум шесть. Безусловно, пострадает налаженная и весьма выгодная логистика доставки нелегалов. Но эти потери не столь существенны на фоне возможных политических проблем. В настоящее время Грузия остается для режима А. Лукашенко реальным каналом выхода на Запад. Беларусь состоит с Грузией в европейской программе «Восточное партнерство». Стоит напомнить, что М. Саакашвили не только послал в Минск на президентские выборы целую бригаду «специалистов», но и поспешил, несмотря на разгром декабристов на площади Независимости, признать итоги голосования и даже поздравить А. Лукашенко с четвертым президентским сроком. Это говорит о глубине отношений между А. Лукашенко и М. Саакашвили. Есть и коммерческая сторона контактов между Минском и Тбилиси. Сомнительно, чтобы официальный Минск пошел на риск потерять реальный выход на Запад в условиях, когда закулисный диалог между Минском и Брюсселем уже идет, судя по всему, через Литву. Но ничего не мешает А. Лукашенко воспользоваться и «резервной линией» – через Тбилиси. Восстановление коммуникаций с Западом уже отразилось на смягчении обвинений ранее предъявленных бывшему кандидату в президенты В. Рымашевскому, а также В. Некляеву и его команде. Минск, как всегда, в вопросе восстановления виз для граждан Грузии будет много Москве обещать и даже имитировать активность по образцу процесса «признания» Абхазии и Южной Осетии. Будет создан комитет или комиссия, года два будут обсуждать, выезжать на «места» и т.д. Закончится все традиционным скандалом… Тем более, что кредит, если его все-таки в Минске получат, уже давно будет «съеден». Quote Link to comment Share on other sites More sharing options...
Recommended Posts
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.