rus Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Статья Сергея Волкова, историка. Перепечатываю, потому что не у всех доступ к Livejournal: Почему я не демократ После длительного отсутствия первым делом пробежался по знакомым, с сожалением убедился, что пропустил несколько интересных дискуссий и в журнале одного из друзей наткнулся на обвинение того в лицемерии - рассуждает-де о демократии, а одновременно пиарит меня, "который в одной из статей написал, что...". Это показалось забавным: человек, видимо, не допускает мысли о наличии у меня каких-нибудь достоинств, способных компенсировать недемократичность. Сам-то я отношусь к заблуждениям и не симпатичным мне чудачествам своих друзей как к бытовым порокам (скажем, пьянству) - с сожалением, но снисходительно, рассчитывая в этом на взаимность. Что же до демократии, то нельзя сказать, что я ее не люблю, я просто не знаю, что это такое. (Не любить можно демократов - как людей, пытающихся пудрить тебе мозги, убеждая в благости несуществующего явления.) В чем она заключается, объяснил бы кто. Пришел человек на выборы, проголосовал за президента или партию. В этом, что ли, и есть его "кратия", это он так государством "управил"? Но править будет не он, а президент или партия. Интересно, много ли найдется людей, полагающих, что, голосуя, они действительно управляют государством? Может, за границей, где это внушают уже давно, чудаки и найдутся - только и они напрасно так считают. Какую-то роль в политике играет не демократия (которой не бывает), а представление о том, что она должна быть (хотя это оружие обоюдоострое). Демократия - фантом какой-то, неизвестное от неизвестного. "Власть народа"... но что такое "народ" - я тоже не знаю. Ну примем в рабочем порядке, что это - все или большинство населения. Предполагается, что демократ должен уважать его мнение. Я не уважаю и демократом себя не считаю. Не похоже, однако, чтобы его уважали и авторитеты от демократии. Если избирают Лукашенко - демократии в этом нет, Путина - тоже нет, если Явлинского - была бы? Во всяком случае, существо демократии остается непонятным. Может, недемократично избирать тех, кто уже стоит у власти или тех, за кого агитирует власть? Но где-нибудь в Алжире или Турции вопреки усилиям властей побеждает исламская оппозиция - и это тоже недемократично. Возможно, "подлинная демократия" не в том, чтобы избирали большинством, а в том, чтобы избирали демократов. Но тогда кто такие демократы - сторонники "демократических ценностей" (в которые уважение мнения большинства не входит) и "демократических" же свобод"? Против свобод ничего не имею. Но почему они "демократические", коль скоро большинству населения вовсе не нужны? Свобода слова нужна только тем, кому есть, что сказать, свобода печати - тому, кто читает что-нибудь осмысленное, свобода собраний - тем немногим, кто имеет до этого время и охоту. Но это все - очень незначительные группы. Разобрались бы с терминологией, прежде чем навязывать "то, не знаю что". Против самого принципа "голосовательного" начала как одного из элементов процесса принятия решений едва ли можно возражать. Но таковое реально возможно и уместно, во-первых, только в весьма узком кругу (на уровне общины, бригады, отдела), а, во-вторых, при условии хотя бы примерного равенства участников. Когда собираются, например, уважающие друг друга и принятые в свое время по взаимному согласию члены какого-то клуба, совершенно нормально, чтобы они на равных решали голосованием вопросы клубной жизни. Нормально, когда рабочие избирают из своей среды бригадира (но не мастера и тем более не начальника участка - это за пределами их компетенции). Когда консилиум врачей принимает какое-то решение - это тоже нормально. Но санитаров на него не приглашают. Представление о том, что управление государством есть дело, требующее по сравнению с любым другим, наименьшей квалификации и доступное "кухарке", следует, конечно, признать вполне курьезным. Даже если не принимать во внимание интеллектуальные способности, для того, чтобы иметь какие бы то ни было собственные убеждения, надо как минимум, ознакомиться с довольно обширной информацией - как фактологического свойства, так и отражающей спектр возможных мнений. Простой человек никаких убеждений, кроме ему внушенных или чисто шкурных, в принципе иметь не может. На уровне государства демократия немыслима. Управляют им если и не самые квалифицированные, то, во всяком случае, достаточно дееспособные представители общества. "Демократия" в смысле коллективного решения на практике всегда оказывается возможна лишь как демократия действительно равных (хотя бы относительно равных) - не по закону или по измышленному "естественному праву", а по реальному весу в обществе. Все известные в истории "демократические" модели, предполагавшие реальное значение голосования, на практике всегда означали волеизъявление лишь нескольких процентов от численности населения. Различного рода цензы четко ограничивали круг лиц, способных "волеизъявляться" сколько-нибудь осознанно, чье мнение могло приниматься во внимание. Если же и когда круг лиц, формально имеющих право голоса, переставал совпадать с кругом "реальных" граждан, такие системы терпели крах. При всяком же расширении круга голосующих за пределы нескольких процентов тех, чье мнение действительно могло что-то значить, пропорционально уменьшалось и реальное значение голосования, пока с введением всеобщего избирательного права не превратилось в полную фикцию - принятое модное оформление власти тех или иных кланов и группировок. Демократический подход исходит из заведомо ложной посылки, что все люди равны. Но они на самом деле по своему потенциалу категорически не равны, и даже при господстве в обществе самых демократических доктрин, никогда в реальной жизни не были равны и по своему положению в нем. Природа вообще не знает равенства, она иерархична. Во всякой популяции сколько-нибудь и как-нибудь продвинутых людей - всего несколько процентов. Даже просто лиц, чьи интересы выходят за пределы повседневного животного существования, очень мало. И нет ничего более нелепого и вредного для общества в целом, чем делать вид, что неравные равны и тем более делать неравных равными. Того очевидного факта, что умные и компетентные люди составляют меньшинство, уже совершенно достаточно, чтобы судить о "преимуществах" демократии. Конкретный человек, оказавшийся облеченным властью, может быть, конечно, вполне посредственным, но может оказаться и умным, некоторая элитная группа может состоять из несколько более или несколько менее квалифицированных членов (все равно качественно отличаясь от всей массы), но большинство населения глупо и некомпетентно ВСЕГДА. Поэтому настоящая демократия, если бы она была возможна, была бы сущим бедствием. Убежденный демократ - либо дурак, либо мазохист. Умный человек мыслит адекватно реальности, понимает, что есть что и кто есть кто, стало быть, как минимум, представляет разницу между собой и себе подобными (чей ум и квалификацию он способен оценить) с одной стороны и большинством прочих - с другой. Если он этой разницы не видит и не представляет - он не умен (дурак ведь потому и дурак, что не понимает, что значит быть умным). Если же он эту разницу представляет, но, тем не менее, искренне считает, что глупость и невежество должны торжествовать над умом и знанием потому, что носителей первых ("таких же людей") больше - он мазохист. Любопытно, что когда прямо спрашиваешь интеллигентного человека, что за удовольствие он находит в том, чтобы его жизнь определяли решения, принятые совокупностью мнений угрюмого хамья, зрителей "Дома-2", ценителей юмора Петросяна-Степаненко, алкашей и бомжей, обычно слышишь о "принципах, препятствующих тирании" или: "Ну, все-таки существуют же механизмы". Механизмы действительно существуют, их сравнительную эффективность можно обсуждать, коль скоро речь идет о реальных формах власти тех или иных социальных групп. Вот эти группы мне интересны, их изучением по мере сил и занимаюсь. Они очень разные, и формы их власти тоже разные. Оценивать их, не будучи к ним сопричастным, - дело вкуса, кому что больше нравится. Коль скоро, скажем, кандидату в президенты США желательно скрывать умение играть на фортепьяно - мне это не смешно только потому, что уж слишком противно. По мне это не самая симпатичная форма. http://salery.livejournal.com/8409.html Обсудим? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
profus Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Статья Сергея Волкова, историка....Обсудим? всмысле предадимся софизму? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
biocide Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 (изменено) Демократический подход исходит из заведомо ложной посылки, что все люди равны Не знаю... лично я такого вывода не сделал... Это больше на коммунизм похоже..Обычно демократы заявляют, что люди равны в правах. Ну т.е. право на жизнь и т.д. Изменено 11 июля, 2007 пользователем biocide Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
01962 Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Ну, ничего нового, на самом деле.. А что, кто-то здесь считает себя демократом?? Я не уточнял, но по-моему у меня нет таких знакомых. (Руслан, ты как? ;-)) Вот это: На уровне государства демократия немыслима. Управляют им если и не самые квалифицированные, то, во всяком случае, достаточно дееспособные представители общества. очевидно. Очень правильно не уточнено, что порядочные.. Об этом тоже все знают: пропорционально уменьшалось и реальное значение голосования, пока с введением всеобщего избирательного права не превратилось в полную фикцию Автор просто обличил в слова те мысли, что бродят в голове у многих, наверняка. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dimnext Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 И тогда...по теме Я не демократ Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Konstantin Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Давайте еще Черчилля вспомним "Демократия - худшая форма правления, но ничего лучше пока не придумано" В оригинале, кажется так: “It has been said that democracy is the worst form of government except all the others that have been tried.” Или вот его же: “The best argument against democracy is a five minute conversation with the average voter.” Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Dimnext Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Давайте еще Черчилля вспомним "Демократия - худшая форма правления, но ничего лучше пока не придумано" В оригинале, кажется так: “It has been said that democracy is the worst form of government except all the others that have been tried.” Или вот его же: “The best argument against democracy is a five minute conversation with the average voter.” Конечно! От анархии древних кельтов, демократия отличается лишь наличием организации управления чатью населения Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
partizan Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Демократия - такой же миф, как и коммунизм. А тем более "государство" подразумевает под собой тоталитаризм, как впрочем и любое общество (иначе как упралять и где рычаги управления?). Скорее всего под "демократией" подразумевают степень "тоталитаризма" с определенными ценностями (равные права, свободы и т.д. - что тоже только в идеале). Иными словами - это то к чему надо стремиться, но достигнуть нельзя...? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
01962 Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 (изменено) ...Или вот его же: “The best argument against democracy is a five minute conversation with the average voter.” И это он ещё не общался со средним российским избирателем! ;-)) P.S. Нет, Рус, не клёвую тему выбрал. Тут уже всё всем ясно. То ли дело Дима (Lda)с Сочами! ;-)) Изменено 11 июля, 2007 пользователем 1962 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Ренат Опубликовано 11 июля, 2007 Поделиться Опубликовано 11 июля, 2007 Альтернатива-то есть? Монархия? проходили. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты Поделиться
Рекомендуемые сообщения
Присоединяйтесь к обсуждению
Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.